Вход на сайт

Вы здесь

Нашей жизни опора.

21 сентября, после летних каникул, в Старицкой центральной библиотеке состоялось очередное заседание районного клуба «Краевед», которое было посвящено 55-летию открытия железобетонного моста через реку Волгу.

Открылось заседание чествованием Заслуженного учителя России, активного члена клуба «Краевед» Надежды Ивановны Сакулиной, которой совсем недавно исполнился юбилейный день рождения. Краеведы от всей души пожелали Надежде Ивановне крепкого здоровья, такой же активной жизненной позиции и новых творческих открытий.

Затем с докладом «Нашей жизни опора: К 55-летию открытия в Старице  железобетонного моста» выступил председатель районного клуба «Краевед» Александр Шитков.

Александр Владимирович познакомил слушателей с историей мостов и переправ города Старицы. Например, в Старице делалось несколько попыток строительства железобетонного моста через Волгу. Впервые это произошло в1913 г., когда под руководством военного инженера, профессора Г.Г. Кривошеина были проведены изыскательные работы: специалисты исследовали волжское дно, выбрали место, составили проект. Но следующий год – год вынужденного вступления России в Первую Мировую войну, и уже о строительстве моста было решено отказаться до лучших времен.

Спустя почти 25 лет в Старице вновь заговорили о строительстве железобетонного моста через Волгу. Инициаторами строительства нового постоянного моста выступили колхозники сельхозартели имени Жданова Новоямского сельсовета, «из-за отсутствия которого город и Старицкий район терпел большие неудобства». Через некоторое время в город Старицу прибывала группа специалистов для проведения изыскательных работ и составления проекта строительства моста. Было решено строительство моста произвести с торговой площади левобережья реки. Именно здесь находилась необходимая большая торговая площадь «для складирования необходимого материала». За короткий срок вся бывшая базарная площадь была завалена огромными штабелями леса. Но, по иронии судьбы, давнишней мечте трудящихся Старицкого района строительство моста через Волгу вновь помешала война.

К строительству необходимого прочного моста в Старице вновь вернулись уже в послевоенное время. В 1954 г. Гипрокоммунтрансом Министерства коммунального хозяйства РСФСР было разработано несколько технических проектов, так как это зависело от поставляемого металла для нужд строительства моста.

Только с 1957 г. начались подготовительные работы для строительства нового моста. Его строительство осуществлял «Мостоотряд № 19». Для начала надо было засыпать по центру бывшую торговую площадь, длиной свыше 150 метров и высотой до 15 метров, чтобы «поднять» левобережный до уровня правобережного берега. Сегодня поражаешься огромным объемом работы! Сколько же земли привезли! Неужели нельзя было вместо этого сделать дополнительные арочные опоры, и тем самым сохранили бы, пусть даже и без рядов, бывшую торговую площадь?

К марту 1960 г. были закончены все необходимые условия для строительства нового моста, и с этого времени впервые на старицкой земле начались поистине грандиозные работы – возведение железобетонного моста через реку Волгу. Три с половиной года продолжалось строительство старицкого моста. Общая стоимость строительства моста составила 2148390 рублей. Сумма по тем временам очень приличная.

К 46-летию годовщины октябрьской революции мостостроители решили досрочно сдать мост в эксплуатацию. И, как писал начальник мостопоезда Николай Бабаев: «Выполнение этого обязательства требует высокого трудового напряжения, строгой дисциплины мостостроителей.

4 ноября 1963 г. состоялось торжественное открытие старицкого моста. Районная старицкая районная газета «Верный путь» писала: «В строительство моста вложен труд сотен советских людей: инженеров-проектировщиков Москвы, сталеваров Урала, цементников Брянска, шоферов Старицкого автохозяйства и непосредственных строителей – коллектива ленинградского мостопоезда.Теперь Калинин (ныне – Тверь) имеет прямое автомобильное сообщение с районами северо-западной области».

Почти 35 лет мост служил для всех надежной опорой. В конце прошлого века мост стал не выдерживать огромного потока большегрузных машин. Да и к тому же он был слишком узок для проезда современной техники. Но на реконструкцию его денег в стране не было. Это были лихие 90-е годы. И тогда на выручку пришел мировой банк и дорожный фонд, давшие займы для реконструкции старицкого моста. Подрядчиком выступил вновь АО «Мостоотряд № 19». Срок выполнения работ по контракту составлял 16 месяцев, однако мост был сдан на месяц раньше срока – в октябре 1998 г. Теперь, после окончания реконструкции железобетонного старицкого моста, его полная длина мостового перехода, включая подходы, стала составлять 890 метров, была расширена проезжая часть до 9 метров и увеличены с двух сторон тротуары до 2,25 метров каждый. На подходах моста установлены во­доприемники для отвода воды с подходов.

Таким образом, 4 ноября 1963 г. стал знаковым днем для районного центра Старица. Именно в этот день 55 лет назад был сдан в эксплуатацию железнодорожный мост через Волгу, ставший не только визитной карточкой для нас старичан, но и нашей жизни опора.

Александр Шитков, преподаватель Старицкого колледжа,

председатель районного клуба «Краевед»